Техническое обслуживание аккумуляторных батарей
Эксплуатация и техническое обслуживание аккумуляторных батарей
Чтобы обеспечить максимальный срок службы свинцовых аккумуляторных батарей, которые применяются в автомобилях, необходимо поддерживать её среднюю степень заряженности не ниже 75 %. А это можно обеспечить при своевременном техническом обслуживании аккумуляторной батареи и наличии исправного электрооборудования автомобиля.
Степень заряжённости аккумулятора зависит от регулируемого напряжения, температуры электролита, значений и продолжительности зарядных токов, плюс ко всему длительность эксплуатации данной батареи.
В зимнее время, когда светлое время суток в значительной степени уменьшено и низкая температура окружающей среды, увеличивается ток и время разряда, а ток заряда уменьшается вследствие повышенного внутреннего сопротивления батареи. Не стоит забывать о том, что температура электролита в зимнее время должна быть не ниже 0 градусов Цельсия. Разогрев электролита обеспечивает достаточный ток заряда, а вот при падении температуры ниже – 20 градусов Цельсия этот ток практически отсутствует и ёмкость батареи составляет половину от ёмкости при + 25.
Для надёжной работы аккумулятора нужно постоянно следить за уровнем электролита в банках (не реже одного раза в две недели), а при необходимости, доливать дистиллированную воду; регулярно очищать вентиляционные отверстия и поверхность батареи от пыли и грязи (при попадании инородных примесей в электролит снижается его ёмкость); не допускать окисления клемм аккумулятора и их неплотных закреплений.
Степень заряжённости аккумуляторных батарей автомобиля по плотности электролита контролируется не реже одного раза в квартал. Если при этом определено, что потеряно 50 процентов плотности летом или 25 зимой, то стоит выяснить причину такой ситуации, устранить её и зарядить батарею. Для этого используется, к примеру, ареометр. Также есть специальные нагрузочные вилки или пробники.
Возможные неисправности аккумуляторных батарей: сульфатация, ускоренный саморазряд, короткое замыкание пластин, механические повреждения.
Сульфатация – это образование на поверхности пластин крупнокристаллического сернокислого свинца, который при зарядке не переходит в исходные вещества – свинец и перекись свинца. Соответственно, чем больше сульфатация, тем меньше плотность аккумулятора, и часто процесс необратимый. Сульфатацию вызывают систематические большие разряды, эксплуатации с низким уровнем электролита, неполный заряд батареи, короткие замыкания.
Ускоренный саморазряд батареи вызывают загрязнения электролита сторонними примесями, особенно металлов.
Короткое замыкание пластин происходит в результате разрушения сепараторов, накопления осадка на дне банки.
Механические повреждения – трещины, вмятины и так далее.